Молодому специалисту

Примерный перечень пособий и материалов в микрокабинете воспитателя

  1. Нормативные правовые и инструктивно-методические документы, регулирующие деятельность учреждения дошкольного образования.
  2. Литература (для своей возрастной группы):

— методическая;

— детская;

— картотека на имеющуюся литературу;

— аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями, официально утвержденными либо допущенными в качестве соответствующего вида учебного издания МО РБ, рекомендованными организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.

Литература должна размещаться в соответствии с образовательными областями, должна быть рекомендована к использованию Министерством образования Республики Беларусь или Национальным институтом образования.

  1. Методический материал (для своей возрастной группы):

— конспекты занятий;

— сценарии праздников, развлечений, игровых комплексов, игр и т.п. по образовательным областям;

— наглядные учебные пособия для педагогов;

— учебные пособия для воспитанников;

— рекомендации, памятки;

— таблицы, рисунки, модели;

— паспорта комнатных растений;

— подборки загадок, пословиц и поговорок, скороговорок, считалок и т.д.

  1. Картотеки:

— дидактических игр;

— подвижных игр;

— театральных игр;

— белорусских народных игр;

— пальчиковой гимнастики;

— физкультминуток;

— дыхательных упражнений;

— зрительной гимнастики;

— опытов и экспериментов;

— сюжетно-ролевых игр;

— интеллектуально-творческих игр;

— игровых упражнений и т.д.

  1. Дидактические, наглядно-дидактические, раздаточные, демонстрационные материалы (для организации занятий по реализации задач по всем разделам учебной программы дошкольного образования)

— тематические материалы («Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Поры года», «Неживая природа», «Растения», «Птицы», «Животные», «Насекомые», «Природные сообщества», «Одежда», «Обувь», «Бытовая техника», «Организм человека», «Транспорт», «Труд взрослых» и др.);

— цифры и счетный материал;

— наборы геометрических фигур разного размера и цвета;

— разрезные картинки и т.д.

  1. Материалы для организации занятий по изобразительной деятельности (отдельно размещаются материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования, детского дизайна, ознакомления с произведениями изобразительного искусства):

— материалы и оборудование для занятий (по всем видам изобразительной деятельности) – трафареты, штампы, лекало, силуэтные изображения предметов и т.д.;

— образцы работ;

— рекомендации по ознакомлению с произведениями искусства;

— конспекты занятий по всем видам изобразительной деятельности;

— произведения живописи (репродукции картин), книжной графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, скульптуры малых форм, дизайна;

— альбомы с рисунками и фотографиями различных построек;

— материалы для нетрадиционных техник рисования (печатки, губки, ватные тампоны и др.);

— природный и бросовый материал для изготовления поделок (катушки, жёлуди, каштаны, шишки, мох, засушенные листья и пр.);

— поделки из природного и бросового материала;

— бумага разной фактуры;

— альбомы для раскрашивания, раскраски и др.

  1. Материалы по организации взаимодействия с родителями:

— тексты консультаций, бесед;

— разработки деловых игр, совместных развлечений;

— сценарии мастер-классов, круглых столов, семинаров;

— советы родителям по организации игр, занятий с детьми дома, оборудованию уголков для игры и др.;

— образцы анкет на различную тематику;

— итоговые материалы проведенного анкетирования;

— памятки, буклеты, материалы папок-передвижек и т.д.

  1. Дидактические игры и пособия по формированию у воспитанников представлений о здоровом образе жизни.
  2. Дидактические пособия по развитию речи.
  3. Дидактические пособия и материалы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников.
  4. Дидактические игры, пособия и материалы по экологическому воспитанию дошкольников.
  5. Материалы периодической печати (научно-методические журналы, газеты).
  6. Материалы самообразования педагога.

Для систематизации материалов необходимо составить паспорт микрокабинета, где указывается наименование материала и место его расположения. Также рекомендуется иметь план развития микрокабинета.

свернуть

Виды занятий с воспитанниками

1. Классическое занятие

По классической форме: объяснение, выполнение задания детьми, итоги занятия.

2. Комплексное (комбинированное занятие)

Использование на одном занятии разных видов деятельности: художественного слова, музыки, изобразительной деятельности, математики, конструирования, ручного труда (в разных сочетаниях).

3.Тематическое занятие

Может быть и комплексным, но подчинено одной тематике, например, «Весна», «Что такое хорошо», «Наши игрушки» и др.

4. Итоговое занятие

Выяснение усвоения учебной программы детьми за определенный отрезок времени (полугодие, квартал, учебный год).

5. Экскурсия

В библиотеку, ателье, на почту, поле, стройку, в школу и др.

6. Коллективное творческое дело

Коллективное рисование, коллективная аппликация: строим улицу нашего города (поселка, деревни).

7. Занятие–труд

Посадка лука, черенкование растений, посадка семян и др.

8. Занятие-игра

«Магазин игрушек», «Устроим кукле комнату». Вариант: Занятие-аукцион – кто больше расскажет о предмете, тот его и покупает.

9.Занятие-творчество

Мастерская художника, народных умельцев, сказочника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного материала, бумаги с использованием элементов ТРИЗ).

10. Занятие-посиделки

На фольклорном материале; на фоне трудовой деятельности дети поют, загадывают загадки, рассказывают сказки, водят хоровод.

11. Занятие-сказка

Все занятие строится по сюжету одной сказки, с использованием музыки, изобразительного искусства, драматизации.

12. Занятие пресс-конференция

Дети задают вопросы «космонавту», «путешественнику», «герою сказки» и он отвечает на вопросы, затем «Журналисты» рисуют и записывают то, что их заинтересовало.

13. Занятие-десант

Неотложная помощь. Пример. Идем от обратного: на рисовании спрашиваем детей о том, что у них не получается или получается плохо. Сегодня это будем рисовать, помогут нам те, у кого это хорошо получается. Вариант: совместное занятие детей старшей и младшей группы (сотворчество). Старшие дети к примеру, делают фон, младшие- рисуют то, что могут.

14. Занятие-путешествие

Цель – развивать монологическую речь детей. Кто-то из детей «экскурсовод», остальные дети задают вопросы. Варианты: путешествие по сказкам, родной стране, городу (поселку, деревне), республике, в «Страну веселых математиков», по «Красной Книге».

15. Занятие-открытие

(проблемное занятие)

Воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию, дети сообща её решают, делают открытие. Пример: «Что произойдет, если исчезнет бумага?», «Зачем учиться?» Вариант: «Следствие ведут знатоки».

16. Занятие-эксперимент

Ребенку, к примеру, дают бумагу. Он делает с ней всё что хочет – рвет, мнет, мочит и т.д. Затем самостоятельно делает вывод. Варианты: со льдом, снегом, магнитом, воздухом.

17. Занятия-рисунки-сочинения

Воспитатель- рисует, дети- составляют рассказы. Дети по своим рисункам составляют рассказы. Дети «пишут» письмо-рисунок о событии в детском саду.

18. Занятие-конкурс

Типа: «Что, где, когда?» Конкурс фантазеров, стихов, сказок.

Дети делятся на команды, вопросы обсуждаются сообща, капитан выступает, дети дополняют. Варианты: «Незнайкин мост». Задаются разные вопросы, за правильный ответ команда получает «бревнышко», для построения моста к противоположной команде. За неправильный ответ «бревнышко» опускается на дно реки. Выигрывает тот, кто быстрее построит мост через реку, т.е. больше даст правильных ответов.

19. Групповые занятия (вариант конкурса)

Дети организуются по группам. Например, на 4 времени года. К занятию готовятся тайно. На занятии рассказывают, «защищают» свое время года, рисуют, рассказывают придуманные рассказы. Побеждает тот, у кого интереснее получится выступление-защита своего времени года (книги, игрушки и т.д.).

20. «Игра-школа»

Школа космонавтов (спортсменов), школа лесных жителей (зверей), школа юного водителя и пешехода. Рассказывают о себе, поют, танцуют, пантомима и т.д.

свернуть

Схема анализа и самоанализа современного занятия в учреждении дошкольного образования

Анализ целей и задач занятия:

- триединство обучающей, развивающей и воспитательной задач, их оценка с точки зрения обоснованности, актуальности;

- достижение цели, реализация задач по ситуации, их эффективность по результатам познания и развития.

Анализ структуры и организации занятия:

- обоснование выбора вида, типа, формы занятия;

- целесообразность данного занятия в системе занятий, взаимосвязь с другими занятиями; блочно-тематический подход;

- структурированность занятия: логическая последовательность и взаимосвязь компонентов, этапов, частей занятия, их интеграция, вариативность и сочетание форм организации деятельности воспитанников;

- целесообразность распределения времени занятия между его структурными компонентами, их динамичность;

- рациональность выбора форм и способов познания с учетом индивидуально ориентированного подхода;

- чередование разных типов деятельности, логическая цепочка перехода от одних действий к другим;

- рациональная организация труда, его влияние на эмоциональное состояние педагога и детей;

- использование оборудования в целях познавательного развития каждого ребенка, его группировка и вариативность с учетом предпочтений детей.

Анализ содержания занятия:

- отбор содержания в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования;

- полнота, доступность, доходчивость познаваемого материала;

- реализация развивающих возможностей занятия (самостоятельность, критичность мышления; способы познания, формирование познавательных процессов);

- актуализация опорных представлений, умений и навыков;

- подведение детей к восприятию нового материала, степень заинтересованности; парциальная подача учебного материала, формирование новых понятий;

- наличие и творческое решение проблемы, поисковой ситуации, проявление способности к целеполаганию и прогнозированию;

- организация самостоятельной деятельности воспитанников (наличие разноуровневых, вариативных заданий, степень сложности, свобода их выбора; ориентация на самоорганизацию, индивидуальные и возрастные возможности, предпочтения, алгоритм исследования, партнерство, инструктаж, помощь педагога);

- сочетание индивидуальной, подгрупповой, коллективной, диалогической форм организации обучения (познания), их целесообразность.

Анализ методики проведения занятий:

- определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов, технологий, средств познания, соответствия содержания учебного материала поставленным целям и задачам занятия, их результативность;

- эффективность используемых наглядных пособий, дидактического материала, технических средств обучения;

- оценка методической вооруженности и педагогической техники специалиста (соблюдение норм и правил педагогической этики и такта, создание морально-психологического климата).

Анализ деятельности детей на занятии:

- работоспособность воспитанников на разных этапах занятия, удовлетворение потребности в двигательной активности, возможность выбора форм включения в учебную деятельность;

- динамика внимания, хода познания, интеллектуально-речевого развития; мотивация личной заинтересованности;

- уровень самостоятельности познавательной деятельности, инициативность, мотивация на результат обучения;

- умение применять полученные умения и навыки в различных ситуациях, самостоятельно приобретать новые на основе имеющихся; глубина, обоснованность представлений, их активизация;

- степень овладения практическими умениями и навыками (полнота и последовательность обследовательских действий, мыслительных операций, заключение их в логическую схему-модель);

- степень включенности в поисковые ситуации, потребность в постановке вопросов, поиске ответов;

- качество индивидуальной работы, результативность дифференцированного подхода (возможность реализации индивидуального стиля и способов познания, включенность различных анализаторов в акт познания);

- включенность детей в анализ и самоанализ, общая оценка работы всего коллектива воспитанников, коммуникативная компетентность, индивидуальность общения, признание достижений каждого ребенка, поощрение его успеха.

Оценка санитарно-гигиенических условий занятия: способы оптимизации здоровья, экология здоровья, экологизация среды.

Общая оценка достижения учебной и воспитательной целей и задач занятия:

- общая мотивированная оценка результатов занятия (оптимальность обучающих действий педагога, качество представлений, умений и навыков детей, тенденция сдвигов в их развитии и воспитанности);

- аргументированная характеристика достоинств занятия.

Элементы занятия, подлежащие обновлению, улучшению, усовершенствованию (диагностика причин недостатков, предложения по их устранению).

Научная обоснованность выводов и оценок:

- опора на достижения психолого-педагогической науки; эффективный педагогический опыт;

- конкретность выводов и предложений, их доказательность и убедительность.

Общие выводы и предложения (рекомендации педагогу по самообразованию).

Заключительное слово педагога (рефлексия, прогнозирование деятельности).

Стиль беседы с педагогом:

- доброжелательность, уважительность и тактичность разговора с педагогом, опора на позитивное;

- учет индивидуальных особенностей специалиста (характер, тип нервной системы, стаж и степень профессионального мастерства, общий кругозор и педагогическая эрудиция).

свернуть

Десять вопросов воспитателю для самоанализа занятия

1.Какой была собственная подготовленность к занятию? Удалось ли побудить детей к предстоящей познавательной деятельности? Грамотно ли были сформулированы воспитанникам цели и задачи предстоящей деятельности (средний – старший возраст)?

2. Какие приемы мотивации были использованы и насколько удачными были они?

3. Насколько целесообразно было использование материалов и оборудования? Соблюдены ли правила безопасности для жизнедеятельности детей?

4. Как было организовано усвоение (закрепление, творческое применение) представлений, умений и навыков по времени, доступности, объему?

5. Оцените степень активности детей на занятии: сколько раз и кто говорил, почему молчали остальные? Стимулировался ли интерес и положительные эмоции воспитанников во время занятия?

6. Удалось ли вам грамотно подобрать ведущие методы и приемы обучения детей в соответствии с типом занятия?

7. Что было дано в виде готовых представлений, а до чего додумались дети? Что смогли бы ответить дети на вопрос: «Зачем мы это делали?»

8. Какие приемы использовались для оценки деятельности детей, не была ли оценка травмирующей для ребенка? Какова была психологическая дистанция между взрослым и детьми: «над», «рядом», «вместе»?

.Что целесообразно было бы изменить в занятии?

10. Что можно было бы поставить себе в «плюс», а что – в «минус»? Вы получили удовлетворение от совместной деятельности с детьми?

свернуть

Составление конспектов занятия

В структуре занятия отсутствует проверка усвоения детьми представлений, навыков и умений. Эта проверка осуществляется методом наблюдения во время занятия, анализа продуктов детской деятельности, а также в повседневной жизни.

Планируя занятие, необходимо, прежде всего определить его цель.

Цель определяет содержание занятия, его структуру, методы обучения, формы организации познавательной деятельности детей. Она должна соответствовать теме занятия, его содержанию, программным требованиям, возрасту детей, их психофизическим особенностям. Кроме этого, цель должна быть конкретной, корректно сформулированной, мотивированной, лежать в сфере деятельности детей. От цели зависит, будет ли занятие носить развивающий характер.

Развивающие задачи предусматривают развитие у воспитанников познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций, речи (обогащение и усложнение словарного запаса, обогащение содержания, совершенствование коммуникативных качеств речи); мышления (формирование умений осуществлять все необходимые мыслительные операции; анализ, синтез, абстрагирование, классификация, сериация, сравнение, различие, выделение главного и др.); двигательной сферы (сноровка, соразмерность движений, двигательных действий и др.; сенсорики    (глазомер, точность, тонкость различия цветов спектра, света и тени, звуков, оттенков речи, ориентировка во времени и пространстве и др.); памяти, воображения, восприятия, внимания и др.

Решение образовательных задач через формирование представлений; выработку специфических для каждой образовательной области учебной программы умений и навыков позволяет повышать уровень развития ребенка.

Воспитательные задачи направлены на оказание определенного воспитательного воздействия на детей через использование возможностей изучаемого материала и способствуют формированию нравственных качеств  личности, взглядов и убеждений, а также решать проблемы, складывающиеся в детском коллективе.

Содержание занятия должно соответствовать его теме, цели,возрастным особенностям детей, требованиям учебной программы.

На занятиях используются различные методы воспитания и обучения: словесные, наглядные, практические, игровые.

Словесные приемы: пояснения, указания, показ, инструктаж, напоминание, сравнение и др.

Наглядные: демонстрация натуральных объектов (предметов, явлений), наглядных пособий (картин, чучел, моделей, образцов и др.), кинофильмов, телепередач, диафильмов, магнитофонных записей; наблюдение  (целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира); рассматривание, показ предметов (посуды, предметов домашнего обихода, орудий труда и др.),картин, иллюстраций, образцов, способов действия и др; демонстрация кино-, видеофильмов; дидактические наглядные пособия, дидактический материал.

Словесные методы: рассказ, чтение художественных произведений, беседа вопросы.

Практические методы обучения :  упражнение – многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания, элементарные опыты и эксперименты, метод наглядного моделирования ,

элементарный анализ (установление причинно-следственных связей),

сравнение,

проблемные ситуации и задачи,

моделирование и конструирование,

решение логических задач,

экспериментирование и опыты.

Формы организации познавательной деятельности детейна занятии разнообразны: индивидуальная,  подгрупповая, фронтальная (со всей группой), парная.

Игровые методы– дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках между выполнением других заданий).      Эффективность занятия  в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает. Для повышения эмоциональной активности детей следует использовать:

игровые и воображаемые ситуации,

придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.,

игры-драматизации,

сюрпризные моменты,

элементы творчества и новизны,

 юмор и шутка (учебные комиксы).

При составлении конспекта занятия важно определить его основные компоненты. 

Образовательная область «Ребёнок и природа»

Возрастная направленность старший дошкольный возраст

Тема «Осень»

Программные задачи

образовательные (какие представления будем формировать);

развивающие (что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций);

воспитательные (какие умственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться)

Материал и оборудование

магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.

Предварительная работа

экскурсия, наблюдение, чтение, просмотр и т.д. 

Методы и приёмы

Наглядный

наблюдение, рассматривание картин, игрушек, предметов, иллюстраций; демонстрация опытов; просмотр мультфильмов и др.

Словесный

беседа; объяснение; рассказы воспитателя, детей; чтение художественных произведений, вопросы, сравнение, пояснение, и др.

Практический 

элементарные опыты, моделирование; продуктивная деятельность; упражнения, показ, выполнение определённых действий и др.

Игровой

дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде, роль;внезапное появление объекта; выполнение игровых действий; инсценировки, загадки; элементы соревнования; создание игровой ситуации; имитация голоса, движения  и др.

Формы организации познавательной деятельности детей на занятии

индивидуальная, подгрупповая, фронтальная, парная

Развивающие образовательные технологии

метод ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии «Бином фантазии»

В конспекте занятия целесообразно обозначать этапы работы, например:

I этап – вводный (3-5 минут)

II этап – основной (15-18 минут)

III этап – заключительный (2-3 минуты)

Продолжительность этапов зависит от типа занятия, возраста  воспитанников и др. 

Типичные ошибки при составлении конспекта  занятия:

  • Конспект занятия носит описание монолога воспитателя. Редко можно увидеть в конспектах ответы  детей на вопросы, которые их заставили  мыслить, сопоставлять и т.д. 
  • Недостаточно игр на активизацию мыслительной и речевой деятельности воспитанников.
  • Отсутствие проблемной ситуации на занятии.
  • Преимущество отдаётся фронтальной форме организации детей на занятии
  • Не используются фрагменты развивающих образовательных технологий.
  • Крайне редко используются:
  1. приемы исследовательской деятельности детей (опыты, эксперименты);
  2. фрагменты развивающих образовательных технологий; 
  3. электронные образовательные ресурсы.
  • После проведения занятий педагоги часто сталкиваются с проблемой самооценки занятия. 
свернуть

Образовательный процесс в группе интегрированного обучения и воспитания

Образовательный процесс в группе интегрированного обучения и воспитания   детей имеет коррекционную направленность и организуется в соответствии  с требованиями к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ специального образования (статья 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

                Отличительной особенностью содержания работы при организации интегрированного обучения и воспитания является осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития. Работа всех специалистов (учителя-дефектолога, воспитателя дошкольного образования, педагога-психолога и др.) направлена на укрепление и сохранение физического, психического и нравственного здоровья воспитанников в группе интегрированного обучения и воспитания. Для этого:

- создана адаптивная образовательная среда с учетом зоны актуального и ближайшего развития как детей нормально развивающихся, так и детей с особенностями психофизического развития;

- реализуется принцип «здоровьесберегающего общения» педагогов, детей и родителей, основанный на уважении личности каждого участника образовательного процесса;

- организовано психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения и воспитания, преемственность работы специалистов дошкольного учреждения;

- гибко и вариативно используются методы образовательного процесса и формы организации детей;

- созданы условия для участия детей с особенностями психофизического развития в различных видах детской деятельности совместно с нормально развивающимися сверстниками (с учетом их возможностей и потребностей);

- налажена работа по созданию детского коллектива, сплочению сообщества родителей по поддержанию доброжелательных взаимоотношений в системе «родитель-ребенок-педагог»;

- обеспечена мотивация деятельности, создаются для каждого ребенка ситуации успеха;

- ведется учет рефлексивного аспекта интеграции.

                При организации образовательного процесса в группе интегрированного обучения и воспитания педагоги   избегают требований, превышающих возможности детей с особенностями психофизического развития, теоретизированного обучения без учета жизненных перспектив ребенка и практических потребностей.

                В группе интегрированного обучения и воспитания деятельность каждого из специалистов (учителя-дефектолога, воспитателя дошкольного образования, помощника воспитателя) имеют свою специфику.

          Учитель-дефектолог проводит углубленное обследование детей с нарушениями в развитии, определяет план коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком, реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников. Оказывает организационно-методическую помощь педагогическим работникам по вопросам интегрированного обучения и воспитания детей. Ведет систематическую работу с родителями, вовлекая их в решение коррекционно-образовательных задач обучения и воспитания детей (нормально развивающихся и с особенностями психофизического развития).

       Воспитатель дошкольного образования планирует, организует и проводит образовательную и оздоровительную работу по обеспечению полноценного физического и психического развития детей на основе изучения их индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Осуществляет педагогическую деятельность в тесном контакте с учителем-дефектологом и другими работниками дошкольного учреждения, а также с родителями.

Воспитатель дошкольного образования решает следующие коррекционно-развивающие задачи:

  • коррекция особенностей развития сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, обусловленных речевым нарушением;
  • актуализация и закрепление речевых навыков, социально-бытового опыта на занятиях и в свободной деятельности.

Воспитатель осуществляет работу по созданию сенсорной базы, необходимой для формирования понятий у детей. В процессе экскурсий, прогулок, наблюдений, игр воспитатель вырабатывает у детей умение наблюдать, сравнивать объекты и явления окружающей жизни, обобщать полученную информацию. Работа воспитателя по развитию речи может предшествовать занятиям учителя-дефектолога, обеспечивая необходимую познавательную или мотивационную базу для формирования речевых умений, либо может проводиться после коррекционных занятий с целью закрепления полученных представлений.

         Распорядок дня и сетка занятий учителя-дефектолога и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых, индивидуальных особенностей детей данной группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционно-развивающих задач.

           При планировании занятий учитель-дефектолог и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Новые слова закрепляются на других занятиях (математике, рисовании, лепке, музыкальном и физкультурном занятии и др.), в играх (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и др.). Тема соотносится со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-дефектолог и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, умению составлять предложения. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых представлений.

        Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития осуществляется на основе активного познания детьми окружающего мира, практического освоения ими предметной среды и сферы социальных отношений. Детей учат применять отработанные на занятиях речевые умения в разнообразных социально-бытовых ситуациях, творчески использовать их в различных видах деятельности.

     Помощник воспитателя участвует в организации жизнедеятельности детей, осуществляет за ними уход в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении, сопровождает на лечебно-профилактические мероприятия, прогулку под руководством воспитателя учреждения. Участвует в образовательном, коррекционно-развивающем процессах. Выполняет рекомендации учителя-дефектолога, воспитателя, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, стимулирование их психофизического развития.

     Педагог-психолог дошкольного учреждения осуществляет деятельность, направленную на сохранение психического, соматического, социального благополучия детей. Ведет просветительскую и консультативную работу среди педагогов и родителей, оказывает психологическую помощь семьям воспитанников, способствует поддержанию благоприятного психологического климата в группах и коллективе дошкольного учреждения. Составляет график занятий, на которых проводит психокоррекционную работу с целью устранения выявленных отклонений: с детьми с нарушениями в эмоциональной сфере планирует занятия по социально-эмоциональному развитию; с детьми, испытывающими трудности в общении – занятия по формированию коммуникативных умений; с гипердинамичными детьми – занятия, нормализующие поведенческие реакции.

       Музыкальный руководитель организует и осуществляет работу со всеми детьми по эстетическому и музыкальному воспитанию с учетом индивидуальных особенностей детей. Планирует различные виды деятельности коррекционной направленности: музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, игры на музыкальных инструментах (ударных и шумовых) и др.

       Руководитель физического воспитания осуществляет физическое воспитание детей с учетом их физической подготовленности, индивидуальных особенностей и состояния здоровья. Приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит с ними коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепление моторики, развитие зрительно-моторной координации и т.д. Ведет поиск и внедрение новых форм и методов физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Оказывает консультационную помощь родителям по вопросам физического воспитания.

                 Реализация программного содержания осуществляется в условиях преемственности работы специалистов при организации интегрированного обучения и воспитания, которые совместно решают ряд основных задач:

  • охрана и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни;
  • обеспечение всестороннего психического развития и своевременной коррекции имеющихся нарушений с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей;
  • воспитание положительных качеств личности ребенка, нравственных ориентиров в деятельности и поведении, предупреждение формирования негативных личностных качеств;
  • подготовка детей с особенностями психофизического развития к обучению на следующей ступени образования.

              В интегрированных группах воспитания и обучения создается эмоционально благоприятная обстановка, способствующая раскрепощению детей, укреплению их веры в собственные возможности, возникновению потребности в общении со взрослыми и сверстниками. Вся работа с детьми носит коррекционный характер и предусматривает необходимость воздействия не только на нарушенную сторону речи, но одновременно и в целом на все стороны речи и виды психической деятельности (познавательную и эмоционально-волевую).

               Формирование правильной речи детей как полноценного средства общения – задача, которую решают учитель-дефектолог и специалисты при организации интегрированного обучения и воспитания. Учитель-дефектолог определяет общие и частные задачи развития речи детей, намечает объем и содержание коррекционно-развивающей работы, которая осуществляется по двум направлениям: устранение собственно речевого нарушения; преодоление и предупреждение вторичных проявлений.

свернуть

Варианты итога занятия

1. Воспитатель предлагает детям ответить:

  • «Какой вывод вы сделали после занятия?»
  • «Что узнали нового?», «Что можете рассказать маме (папе)?»
  • «Что запомнили?»
  • «Что было самым интересным?»
  • «Что можно сказать о занятии, выражая свои мысли « наоборот»?
  • «Бывает ли так?», «Смогли ли мы помочь?», «Смогли ли мы убедиться? Доказать?»

2. Придумать задание или загадку для родителей;

3. Подумать о … и обсудить на следующем занятии;

4. Использовать рефлексивный метод: «Продолжите фразу»:

-Сегодня было интересно…

-Я понял, что…….

-Мне захотелось….

-Трудно было….

-Я почувствовал….

-Я научился…..

-Я смог…..

5. Использование метода «Зарядка» при оценке: интереса и активности на занятии.(«хлопки над головой»- отлично, «присесть на корточки» - плохо и т. п.);

6. Использование рефлексивного метода «Дерево настроения»: с помощью цветных силуэтов дается оценка предложенного критерия;

7. Назовите вопросы, ответ на которые вы бы хотели услышать от воспитателя;

8. Емкий фразеологизм с нравственной направленностью( проговаривание хором);

9. Мини-притчи(для детей) по теме занятия;

10.Релаксация под музыку и слова воспитателя;

11.Сюрприз от воспитателя, связанный с темой занятия;

12.Придуманный совместно с детьми «Ритуал прощания».

свернуть